+7 (812) 649-29-09
centrsro
srostroi@mail.ru
По будням 9:00-18:00
Заказ на сайте круглосуточно!

Система менеджмента качества и стандарты ИСО

 
СМК
 

Чтобы компания могла быть привлекательной в глазах потребителей и партнеров, устойчивой к вызовам окружающего мира, ей необходима грамотно встроенная система менеджмента качества. Ее соответствие экономическим реалиям и лучшим мировым практикам подтверждается сертификацией. Прохождение такого «квалификационного экзамена» - грамотный шаг, способный стать мощным толчком в развитии фирмы.

 

Что такое СМК и каково ее назначение?

 

СМК - это система, действующая в компании, позволяющая ставить конкретные цели в области качества и с успехом их достигать. Она имеет упорядоченную структуру и включает набор необходимых элементов.

Назначение СМК - обеспечить достаточный уровень качества производимых фирмой товаров (оказываемых услуг), соответствующий ожиданиям потребителей. Цель системы - не проверять каждое изделие, а выстроить работу таким образом, чтобы вероятность брака или иных недоработок была исключена.

Причина брака - неверные действия сотрудников разных отделов. Чтобы исключить его вероятность, нужно составить инструкции, описывающие верную модель поведения, следить за их выполнением.

 
второй сертификат за пол цены
 

Структура СМК

 

Система менеджмента качества включает четыре взаимосвязанных элемента. Это:

  • Организация - совокупность бизнес-процессов, связанных с качеством, сотрудники, занятые в этом направлении, регламенты, прописывающие их взаимоотношения;
  • Процесс - набор взаимосвязанных действий, имеющих начальный и конечный результат. Как правило, процессы на предприятии направлены на повышение стоимости продукции;
  • Документ - совокупность данных, имеющих определенную ценность и размещенных на бумажном или электронном носителе. Это приказы, определяющие понятие качества на предприятии, план и политика качества, совокупность инструкций и регламентов, описывающих нормативы деятельности руководства и рядовых специалистов;
  • Ресурсы - все, что необходимо для успешного менеджмента (персонал, время, деньги и т.д.).

Система менеджмента качества на предприятии состоит из определенным образом структурированных и упорядоченных элементов, благодаря которым возможно успешное достижение стоящих перед компанией задач.

 

Этапы создания эффективной СМК

 

Процесс создания системы, позволяющей достигать высоких результатов деятельности компании, состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

1. Аудит существующей системы, обучение работников предприятия

Аудит необходим для того, чтобы понять, в какой мере действующая система соответствует требованиям, которые диктует интернациональный опыт. Проверка может проводиться внешними консультантами или прошедшими специальную подготовку сотрудниками компании.

Чтобы сделать выводы о текущей ситуации, аудиторы изучают регламенты и внутренние акты предприятия, проводят собеседования с представителями руководства и сотрудниками, от которых непосредственно зависит качество продукции.

2. Формулирование принципов новой системы или продумывание вариантов реорганизации имеющейся

Разработка СМК - длительный и ответственный этап. Для начала нужно составить план и программу изменений. Затем следует распределить ответственность должностных лиц за их реализацию. Следующий этап - определение и формализация процедур, т.е. последовательных наборов действий, связанных с процессом производства товаров (оказания услуг). Последний штрих - разработка корпоративной политики качества, руководства по качеству и инструкций для работников разного уровня.

3. Внедрение СМК

Это продолжительный и трудоемкий процесс. Его успех напрямую зависит от уровня подготовки сотрудников. Если он высок, рабочие смогут реализовывать регламентированные процедуры и соответствовать стандартам самостоятельно, в противном случае потребуются значительные усилия со стороны топ-менеджеров и консультантов.

Часто контролирующие организации не принимают положительное решение о сертификации компании, если система менеджмента качества в ней не внедрена на 100% или используется менее одного года.

4. Сертификация готовой системы

Заключительный шаг - оценка, своеобразный экзамен на соответствие системы на предприятии международным стандартам. Специалисты советуют предварительно провести внутренний аудит системы менеджмента качества силами своих сотрудников, затем пригласить для оценки внешних экспертов. Если ошибок и доработок не выявлено, можно подавать на сертификат.

Принимая решение о его выдаче, консультанты оценивают внутренние регламенты качества компании, изучают ее документацию, составляют предварительный отчет. Затем проводится «генеральный» аудит, в ходе которого выявляется, соответствует ли выстроенная система международным требованиям и нормативам. Если ответ положительный, предприятие вправе внести регистрационный взнос и получить сертификат.

Важно: успешно сдав «экзамен», компания должна поддерживать эффективность системы на стабильно высоком уровне.

 
акция 10000 рублей
 

Виды сертификатов ISO

 

Сертификаты ISO - это официальные стандарты, которые используются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества на предприятии. Наличие такого документа в «копилке» компании является подтверждением ее конкурентоспособности на интернациональном уровне. Это знак качества товаров и услуг для потребителя, дополнительная гарантия компетентности и надежности изготовителя.

Сертификация систем менеджмента качества предполагает выдачу следующих типов аттестационных документов:

  • ИСО 9001 2005 - стандарт, необходимый компаниям разных масштабов и направлений деятельности. Он содержит требования к качеству продукции, соответствующие нуждам потребителей и интернациональным стандартам. Оформить документ 9001 - значит заявить о себе как о компетентном изготовителе и надежном партнере;
  • ИСО 16949 - документ, используемый для оценки участников рынка автомобильной продукции и комплектующих к транспортным средствам;
  • ИСО 13485 - стандарт, регламентирующий требования к медицинским товарам. Соответствие перечисленным в нем нормативам дает возможность реализовывать продукцию как в России, так и за ее пределами;
  • ИСО 22000 - документ, регламентирующий качество пищевых товаров. Без него не обойтись организациям, которые претендуют на получение государственных заказов;
  • ИСО 20000 - своеобразная адаптация международного стандарта под реалии российского рынка;
  • ИСО 29001 - система оценки предприятий нефтяной, газовой и нефтехимической отрасли;
  • ИСО 27001 - система нормативов, связанных с информационной безопасностью.

Российское государство и мировое сообщество поощряют стремление компаний стать лучше, заботиться об окружающей среде и собственных сотрудниках, экономить природные ресурсы. Усилия таких структур, направленные на внедрение СМК, вознаграждаются аттестационными документами:

  • ISO 14001 - эффективный экологический менеджмент;
  • ISO 50001 - грамотно выстроенная система энергетического менеджмента;
  • OHSAS 18001 2007 - соблюдение норм безопасности и охраны труда на предприятии.

Усилия, которых требует внедрение системы менеджмента качества, никогда не оказываются напрасными. Сертификаты 14001, 18001 и любые другие поднимают имидж компании в глазах потребителей и партнеров, позволяют ей выйти на интернациональный уровень, получать государственные заказы и завоевывать новые ниши на рынке. Это грамотное решение, которое способно дать мощный толчок в развитии коммерческой структуры.